Развитие системы государственного рабочего страхования в Российской Империи

Реферат по Истории России Ворошилова Сергея. Российский Университет Дружбы Народов

 Введение.

Страхование - древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рискованный характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за своё материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путём солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Раскладка ущерба создавала широкие возможности, прежде всего для взаимного страхования, когда сумма ущерба возмещалась его участниками на солидарных началах либо после каждого страхового случая, либо по окончании страхового года.
Страхование в России на государственном уровне развивалось ещё со времён Екатерины II. В начале XIX века появляется страхование как вид коммерции. Первые страховые компании – "Саламандра", "Россия", "Российское общество" и т. д. – специализируются на страховании от огня. Вскоре появляются такие виды страхования как страхование имущества, страхование грузов, страхование от несчастного случая, долгосрочное страхование жизни. Наконец во второй половине XIX века фиксируются первые случаи страхования рабочих.
Это было во многом обусловлено развитием промышленного производства России в конце XIX века. Росла численность фабрик и заводов, а вместе с ними увеличивалась армия рабочих и служащих. Однако набирающий темпы капитализм был неразрывно связан с ростом эксплуатации рабочих. Бесправность рабочих сочеталась с отсутствием каких-либо ощутимых социальных гарантий.
В то же время такое положение дел не могло продолжаться долго. Известно, что на определённом этапе эксплуатация рабочих достигает своей критической точки и выливается в массовые выступления протеста. В этой ситуации дальнейшее развитие производственных отношений становится невозможным без решительных перемен в положении эксплуатируемого класса. Одним из таких решений было обеспечение социальной защиты. В частности - введение обязательного государственного страхования. Здесь мы можем привести примеры Германии, Англии, США и других стран, где принятие соответствующих законов снизило масштабы социального протеста.
 В России подобная ситуация назрела к 1904 г., когда усиление забастовочного движения, вызванного резким недовольством собственным положением, вылилось в революцию 1905-1907 гг. Под её воздействием в 1912 г принимается закон об обязательном страховании на случай болезни и несчастного случая. Однако он принёс лишь поверхностное удовлетворение требований рабочих в социальной защите и привёл к дальнейшему росту рабочего забастовочного движения.
По настоящей теме существует ряд работ, изданных преимущественно в период с конца XIX – начала XX века, когда происходила подготовка законопроектов по страхованию рабочих. В советский период истории к этой теме существовал лишь марксистский подход, ограничивающийся освещением достижений большевиков и критикой царского правительства. В настоящее же время специальных работ по страхованию рабочих нет.
Здесь можно выделить несколько подходов к этой проблеме в историографии: источники, близкие к правительству (24-16, 35), отчёты и работы фабричных инспекторов (1-7, 11-19), публикации различных левых партий (20, 37).
Данная работа будет посвящена вопросу развития страхования рабочих в Российской империи. Эта тема обнаруживает прямую связь с действительностью, поскольку социальное страхование, социальные гарантии являются стабилизирующим элементом в обществе. Отсутствие продуманной социальной политики особо остро ощущается в наше время, и поэтому опыт проведения социальных преобразований в области рабочего права в начале XIX века будет весьма полезен .
Таким образом, исследование истории развития рабочего страхования в Российской Империи представляет большой интерес. Учитывая печальное положение дел в современной экономике, нашему государству надлежит обратить пристальное внимание на положение дел в области государственного страхования.
 
Глава I. Развитие системы страхования до 1905 г.
 

Основным событием в плане социального страхования рабочих в Российской Империи явился закон 1912 года, когда социальное страхование рабочих стало государственным. Однако попытки урегулирования взаимоотношений между рабочими и нанимателями предпринимались и до этого времени. Острыми вопросами этого времени было принятие законодательства по врачебной помощи рабочим и выплате компенсаций за увечья и смерть рабочего.
Одним из первых законов, обеспечивающих рабочих врачебной помощью был 1741 г. закон, по которому на фабриках должны были устраиваться больницы для рабочих. В 1806 г. появляется закон, согласно которому обязательно должны были устраиваться больницы на горных заводах.
 По закону 26 августа 1866 г. в обязанности хозяина входила и врачебная помощь рабочим, которая должна была оказываться бесплатно .Но ещё в то время он вызвал массу недовольства:
- в нём не было упоминаний об амбулаторном лечении больных, приёмных покоях для оказания первой медицинской помощи,
- закон не предусматривал соглашений с земскими органами в организации врачебной помощи рабочим,
- по закону 1886 г. фабрикантам была предоставлена возможность расторгать соглашения о найме вследствие двухнедельной болезни с прекращением оказания помощи,
- несмотря на то, что закон 1866 г. ввёл бесплатную врачебную помощь, через 20 лет закон 1886 г. установил взимание больничных сборов.
По существующим данным, к 1899 г.  лишь 3,5 тысяч из 19 тысяч промышленных заведений (18 %), из них 1/3 – в неудовлетворительном состоянии.
Страхование от несчастных случаев в форме разного рода добровольных касс и обществ взаимопомощи существовало в Варшаве с 1814 г., в Риге с 1816 г., в Дерпте с 1819 г., в Петербурге с 1838 г., в Москве с 1869 г. – это были общества типографских рабочих, общества торговых служащих. Возникали общества взаимопомощи на профессиональной основе и в других областях труда: общество взаимопомощи немецких ремесленников "Пальмира" (1862), петербургских ремесленников и портных подмастерьев (1864), поваров и кондитеров (1870), общество комнатной прислуги (1876), общество золотых и серебряных дел подмастерьев (1892). Все они создавались на основе утверждённых Министерством внутренних дел уставов. В Северо-западном крае получили развитие профессиональные добровольные вспомогательные кассы еврейских ремесленников и рабочих (т. н. "хевры").
 Ещё в XIX веке в ограниченной группе предприятий возникают и организации взаимопомощи на обязательной основе с обязательными взносами рабочих и с предоставлением им права на пособия и пенсии. Наиболее значительными из зачатков социального страхования было создание на казённых заводах горнозаводских товариществ. По закону от 8 марта 1861 г. об учреждении при казённых горных заводах введено действие особых товариществ, имеющих целью "попечение рабочих в болезни, старости и при домашних несчастиях, призрения вдов и сирот рабочих, распространение нравственности среди рабочего населения". Закон дал основания для организации горнозаводских товариществ, появившихся в 1881 г. В них входили все рабочие, и служащие по вольному найму. Товарищества принимали на себя обязанности по пенсионным, сберегательным, ссудным и вспомогательным операциям. Поступления в товарищества устанавливались в размере 50% со стороны рабочего, 50% - со стороны работодателя. Всего насчитывалось 15 товариществ с 22 тысячами членов в них.
В Польше организовывались братские кассы горнорабочих по образцу Германии и Австрии. В 1900 г. они были подчинены контролю Горного Надзора и Фабричной Инспекции. В 1906 г. в Польше насчитывалось 13 братских касс с 27 тысячами участников. Братские кассы в Польше охватывали весьма небольшую часть фабрично-заводских и горных рабочих – менее 80 000 человек из 400 000. Характерной чертой больничных касс Польши являлась полная независимость от хозяев и весьма слабое участие рабочих в их работе.
В конце XIX со стороны предпринимателей была сделана попытака решить вопрос о компенсациях рабочим за травмы, полученные на производстве. В 1881 г. Московский Биржевой комитет выработал предложение об обеспечении безопасности рабочих, а московское купечество на своём съезде изъявило готовность собрать по подписке в основной фонд для начала действий учреждений по помощи рабочим. Подобное заявление было представлено в 1886 г. Нижегородскому Промышленному Съезду.
Такой шаг был во многом продиктован необходимостью сокращения расходов на выплаты по судебным искам, затрат времени на судебные процессы, а также коммерческими проектами в области страхования. С другой стороны, обзор законодательства приводит нас к выводу, что по существующим законам для рабочего было крайне затруднительным доказать причастность нанимателя к нанесению увечья. Инициатива предпринимателей в этом случае во многом облегчила бы выплаты компенсаций. Однако чтобы защитить рабочего от возможных махинаций со стороны предпринимателя нужен был государственный закон, гарантировавший возмещение ущерба.
Съезд же торгово-промышленников, не одобрив инициативы Московского Биржевого комитета, пришел к выводу, что "лучше бы страхование находилось в руках государства", а так же чтобы "промышленники озаботились созданием меж собой союзов на началах взаимства для страхования рабочих, так и обращаясь к частным страховым обществам".
Наряду с расширением операций по страхованию рабочих в частных страховых компаниях стали возникать общества взаимного страхования ответственности предпринимателя за последствия от несчастных случаев (Рижское и Одесское общества). В них страхование рабочих производились бесплатно, за счёт нанимателей, не было задержек с выплатами, права потерпевших распространялись на членов их семей. Предприниматели же получили возможность сократить расходы по сравнению с расходами на страхование в частных страховых компаниях. Так, личная выгода и собственный интерес оказался гораздо лучшим стимулом обеспечения пострадавших рабочих.
В 1903 г. появляется закон "о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По которому, за утрату трудоспособности на срок более трёх дней от телесного повреждения, полученного на производстве, рабочему полагалось вознаграждение в виде пособия, а в случае инвалидности или смерти – в виде пенсии, причём ответственным признавался владелец предприятия. Законом закреплялся переход ответственности владепьца предприятия к страховому учреждению или обществу в случае, если владельцы предприятий страхуются в российских страховых обществах и учреждениях. Законом был определён точный порядок получения пособий и установлен контроль за его исполнением. С июля 1904 г. законом охватывались рабочие и служащие военных ведомств, с 1905 г. - рабочие и служащие государственных типографий, с 1906 г. рабочие и служащие морского ведомства и казённых предприятий торговых портов.
Согласно отчётам крупнейших страховых компаний России , действующих на основании закона 1903 г., по коллективному страхованию в обществах "Россия", "Помощь", "Заботливость", "Якорь", "Саламандра" было застраховано в 1904 г. 534 369 человек, а в обществах взаимного страхования – Рижском, Иваново-Вознесенском, Киевском – 148 934 человека (5,3 % от общего числа лиц, живущих наёмным трудом).
Таким образом, к 1905 г. в Российской Империи была создана база для системы социального страхования в сфере обеспечения рабочих пострадавших от несчастных случаев медицинской помощью, пособиями по инвалидности и пенсиями по случаю утраты трудоспособности, которые впоследствии легли в основу концепции государственного страхования. Однако она была недостаточна. Оставался чрезвычайно низким процент застрахованных рабочих. Обеспечение врачебной помощью оставалось на низком уровне. Помимо закона о государственном страховании от несчастных случаев рабочим требовались законы о пенсиях, инвалидности, безработице и т.д.
Решения этих проблем потребовали рабочие, в ходе революции 1905 г.
 
Глава II. Дальнейшее развитие рабочего страхования: закон 1912 г.
 

В начале ХХ века право на обеспечение врачебной помощью и пособиями на случай болезни стали частыми требованиями забастовочного движения рабочих. Это движение достигло высшего напряжения в 1905-1906 гг., когда под его давлением состоялось заключение ряда коллективных договоров между рабочими и хозяевами.
Первое подобное соглашение подписано в Бакинской губернии в декабре 1904 г. Оно устанавливало выдачу денежных пособий на промышленных предприятиях Чёрного и Белого городов. Позднее сюда вошли нефтепромышленные заведения, химические заводы, ремонтно-механические мастерские, электростанции, а с февраля 1905 г. соглашение было распространено на рабочих типографий, литографий, пивоваренных заводов и мастерских по ремонту судов. 13 июля - соглашение между владельцами и рабочими Грозненских нефтепромыслов, 1905 г. – договор в Самаре, 1906 г. - в Архангельске и Оренбурге.
В министерской записке к законопроекту об обеспечении рабочих на случай болезни, внесённой в третью Думу в 1908 г., отмечается наличие 54 соглашений во Владимирской губернии, 29 в Самарской, 45 в Херсонской.
По сведениям Фабричной Инспекции на 1907 г., выдача денежных пособий рабочим во время болезни наблюдалась в 51 губернии (из 64, на которые распространялся надзор инспекции); ими было охвачено 15 % предприятий и 1/3 общего числа рабочих.
Чаще всего пособия выдавались в размере половины заработка (47 % предприятий), но встречались и выплаты полного заработка (37 %). Право па получение пособий зависело от срока службы (от 6 до 2-х месяцев). Сроки, в течение которых выдавались пособия, варьировали от 1,5-3 недель (36 %) до выздоровления (27 %), а так же 1 месяца. Выдача пособий роженицам предусматривалась 153 промышленными предприятиями.
Общая сумма расходов промышленников на выдачу денежных пособий по случаю болезни, родов и на погребение составляла, по министерскому подсчёту, около 3 миллионов рублей в год. В эту сумму не входят денежные пособия служащим, на которые так же распространялось страхование.
Так, к 1907 г. всего лишь 7 % предприятий оказывали полную врачебную помощь в фабричных больницах, 28 % - обеспечивали амбулаторную помощь и помощь при земских больницах, 3 % - лечили рабочих неудовлетворительно, 64 %- не оказывали помощи вовсе. Общая сумма расходов в год составляла около 12,6 миллионов рублей (5 рублей на рабочего).
 Под влиянием событий революции правительством (9, 10, 30, 31, 33, 34) было дано обещание о введении государственного страхования рабочих. Согласно именному Высочайшему указу, Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 г. было повелено: "…в дальнейшем развитии принятых уже мер по обеспечению участия рабочих на фабриках, заводах и промыслах озаботиться введением государственного страхования". Была создана комиссия под руководством министра торговли и финансов В.И. Тимирязева для разработки соответствующих законопроектов. Ею были рассмотрены материалы действующих законопроектов по страхованию рабочих в европейских странах (Германии, Австрии, Швейцарии, Франции). Отчасти европейские системы страхования рабочих легли в основу будущей системы страхования рабочих в России.
Мы опускаем процесс подготовки и принятия страховых законов, продолжавшийся с 1904 г. по 1912 г.  Необходимо заметить, что было подготовлено 8 проектов законов в разных сферах рабочего страхования, но принят был только один.
Действие закона 23 июня 1912 г. распространялось на рабочих и служащих, занятых в предприятиях фабрично-заводских, горных, судоходных по внутренним водам, на трамваях и железных дорогах. Исключались все предприятия, принадлежавшие казне, а так же мелкие предприятия с числом занятых лиц менее 20. Общее число рабочих и служащих, подлежащих страхованию, было около 3 миллионов человек (13 миллионов лиц живших наёмным трудом). Для сравнения - в Германии 31 %, в Англии 33 %.
Но и "облагодетельствованным" закон давал очень мало. Размеры предусмотренных пособий по случаю болезни, трудового увечья, родов, на погребение составляли в среднем ? заработка и выплачивались в течение двух недель.
Закон обязывал обеспечить лишь первоначальную врачебную помощь, устанавливая сроки лечения больного за счёт хозяина – 4 месяца. При более длительном сроке болезни это равносильно выбрасыванию рабочего на мостовую.
По германскому образцу российский закон предусматривал осуществление страхования через больничные кассы с участием в них рабочих и хозяев. Управление больничными кассами предусматривалось собранием и правлением. Устанавливался один тип касс – фабричные. Только при невысоком числе рабочих предприятия был возможен общий тип кассы, т. к. в управлении делами такой кассы гораздо сильнее можно проявить хозяйскую волю, влияние и давление на рабочих.
 Отмечается, что земские и заводские рабочие были обеспечены врачебной помощью лучше, чем фабричные и горнозаводские. Судохоные рабочие были в целом почти не обеспечены врачебной помощью. Отметим и ещё один немаловажный момент: сами рабочие в управлении кассами не участвовали.
Общая стоимость обеспечения в России на случай болезни составляла 40 миллионов рублей, в Германии – 225, в Англии 200.
 Таким образом, в отношении врачебной помощи рабочим закон 1912 г. является шагом назад по сравнению с предыдущими годами. Обеспечение же рабочих денежными пособиями являлось шагом вперёд лишь в отношении тех рабочих, которые до введения обязательного страхования пособиями не пользовались, для тех, кто получал их – шаг назад (рабочие и служащие земств и городов, служащие фабрик и заводов, "содержание" которых обычно сохранялось за ними в период болезни). Это делало его чрезвычайно непопулярным в рабочих кругах.
Таким образом, закон 1912 г. не смог решить существующие противоречия даже ухудшил положение рабочих. В дальнейшем нерешённые проблемы с области социальной политики привели к дальнейшему росту рабочего движения.
 
Заключение.
 

В конце XIX – начале XX века происходит стремительный рост промышленности и рабочего класса. Этот процесс характеризуется обострением отношений между промышленниками и рабочими. Особенно остро встаёт в это время рабочий вопрос и, в частности, законов о социальном страховании.
Отсутствие должного внимания со стороны правительства к этой проблеме в конце XIX века привело к развитию предпринимательской инициативы по вопросу страхования рабочих от несчастных случаев. Однако это вызвало ряд опасений в правительстве, вызванных недоверием к этому слою, и в то же время интерес к рабочему вопросу (учреждение Фабричной инспекции). Между тем, опережая законодательство, инициатива предпринимателей была претворена в жизнь в виде сотрудничества с рядом частных страховых компаний и созданием обществ взаимного страхования.
Законами 1903 – 06 гг. было закреплено сложившееся положение. Со стороны государства был установлен контроль за исполнением положений, касающихся выплаты денежных пособий и оказанием первой медицинской помощи. Но низкое число рабочих, охваченных действием закона, низкий уровень врачебной помощи не мог удовлетворить растущие потребности рабочих, которые с полной силой проявились в революции 1905 г.
В то же время дальнейшие изменения в законодательстве (закон 1912 г.) не принесли желаемых изменений. Требования рабочих не были удовлетворены. На фоне общей нестабильности положения в обществе такие меры ещё больше усилили рост антиправительственных отношений и вылились в революцию 1917 г.
 
 Список литературы.

1. Дементьев Е.М. Страхование рабочих, - Спб., - 1906г.
2. Дементьев Е.М. Врачебная помощь фабричным рабочим, - Спб., - 1898г.
3. Дементьев Е.М. Врачебная помощь фабрично-заводским рабочим в 1907г., - Спб., - 1909г.
4. Дементьев Е.М. Законы о вознаграждении рабочих, потерпевших от несчастных случаев, - Спб., - 1907г.
5. Дементьев Е.М. Санитарные исследования фабрик и заводов Коломенского уезда Е.М. Дементьева, - М., - 1885г.
6. Дементьев Е.М. фабрика, что оно даёт населению, и что она у него берёт, - М., - 1897г., 1908 г.
7. Дементьев Г.П. // Систематический сборник по социальному обеспечению, - М., - Т. 1-3, 1926-27гг.
8. Рабочие клубы, - М., - 1917г.
9. Попова Е.Н Рабочие о 1905г. в Московской губернии, - М., - 1926г.
10. Рабочие России в эпоху капитализма, - Ростов Н/Д, - 1972г.
11. Рабочие в Государственной думе, - Спб., - 1906г.
12. Данский Б.Г. Дореволюционная страховая компания, - Спб., - 1923г.
13. Данский Б.Г. Материалы по истории социального страхования, - М., - 1928г.
14. Данский Б.Г. Первый год советского социального страхования, - М., - 1923г.
15. Данский Б.Г. Советское социальное страхование. Царские, меньшевицкие и советские законы, - М., - 1922г.
16. Данский Б.Г. Социальное страхование раньше и теперь, - М., - 1928г.
17. Данский Б.Г. Страхование рабочих. Существенные черты новых страховых законов, - Спб., - 1912г.
18. Данский Б.Г. Страхование рабочих по законам 23 июня 1912г., - Спб., - 1913г.
19. Данский Б.Г. Страховая кампания: рабочие, хозяева и ведение страхования, - Спб., - 1913г.
20. Шварц С.М. Социальное страхование в России в 1917-1919гг., - New York, - 1968г.
21. Социальное страхование как фактор стабильности общества, - М., -1995г.
22. Социальная политика буржуазии и рабочее движение.
23. Чигирин И.Д. Социальная политика и рабочее движение в Германии (1918-1929), - 1991г.
24. Литвинов-Фалинский В.П. Общедоступное разъяснение нового закона 2 июня 1903г. "о вознаграждении увечных рабочих", - Спб., - 1904г.
25. Литвинов-Фалинский В.П. Как и для чего страхуются рабочие. Политический текст законов, - Спб., - 1912г.
26. Литвинов-Фалинский В.П. Ответственность предпринимателей за увечия и смерть по действующему в России законодательству, - Спб., - 1900г.
27. Рабочие союзы или как взяться за ум, - Киев, - 1898г.
28. Вильчинский Ф.Л. Рабочие силы промышленных предприятий Приморской области, - Владивосток, - 1904г.
29. Рабочий вопрос в компании В.Н. Коковцева 1905г., - М., - 1926г.
30. Рабочее движение, - М., - 1908г.
31. Рабочее движение в Екатеринославле, - Женева, - 1900г.
32. Шестернин С.П. Рабочее движение в Иваново-вознесенском районе, - Женева, - 1900г.
33. Рабочее движение в России в XIX в., - М., - 1955г.
34. Рабочее движение в России 1895-1904гг., - М., - 1988г.
35. Янжул И.И. Вопрос о государственном вмешательстве в область промышленности, - Спб., - 1896 г.
36. Страховое обозрение, - Спб., - № 11-12, - 1905 г.
37. Рабочее страхование, - Спб., - № 6, - 1913 г.

« Аудиторы о налогах и учете в страховых компаниях | Информация для страховщиков | Главное – перестраховаться »

Обсудить эту компанию в форуме

Свяжитесь с нами для уточнения информации

 

[главная]   [реклама на сайте]   [о проекте]   [написать письмо]   [ссылки]   [наши друзья]